Заказать обратный звонок Наш специалист позвонит вам
8 800 100 4454
Бесплатный звонок по России

Выбор и настройка плуга: советы опытных аграриев

06.04.21 10:00 | ASM-GROUP ltd

В этой статье мы собрали рекомендации опытных фермеров и механизаторов по выбору, эксплуатации и улучшению производительности плугов.

Содержание статьи:

  •    Выбираем корпус плуга
  •    Выбираем лемех плуга
  •    Выбираем отвал плуга

В настоящее время используется множество инструментов для обработки почвы, но плуг остаётся актуальным и необходимым во множестве случаев.

В современной технике применяются различные типы плугов, но если быть точными, плугами имеют право называться только лемешные конструкции, так как именно они производят вспашку земляного пласта с оборотом. Чизельные, дисковые и ротационные агрегаты либо не переворачивают пласт и, по сути, являются рыхлителями, либо используются в редких специфических случаях, поэтому их рассматривать в нашей статье мы не будем.

Плуг используют для предпосевной обработки полей в следующих целях:

  • перемешивание почвы и заделка вглубь органических остатков;
  • придание плодородному слою равномерности и структурированности;
  • аэрация грунта;
  • борьба с вредителями и сорняками;
  • увеличение урожайности.


Какой плуг выбрать?


   Обязательно учитывайте особенности имеющейся техники. 
   Выбирайте плуг под трактор.


Выбираем корпус плуга

Основными рабочими элементами плуга являются корпуса. Корпус плуга состоит из лемеха и отвала. Лемех подрезает пласт земли снизу и направляет его на отвал. Отвал отделяет пласт от непаханого полотна и переворачивает его. Число корпусов плугов обычно варьируется от 3 до 12.

В зависимости от геометрической формы лемешно-отвальной поверхности корпуса достигаются определенные цели и особенности вспашки. Культурный корпус хорошо измельчает пласт, но не полностью переворачивает его. Такие корпуса, как понятно из названия, применяются на постоянно распахиваемых полях. Полувинтовой корпус в умеренной степени и переворачивает, и крошит пласт.  Его целесообразно использовать для обработки залежных земель. Винтовой корпус хорошо оборачивает пласт, не сильно измельчая его при этом. Такой профиль применяют для освоения целинных участков.

Выбираем лемех плуга

Геометрическая форма лемеха также определяет характеристики вспашки. Для обработки лёгких старопашных полей используют традиционные трапециевидные лемехи. Для обеспечения хорошего заглубления на тяжёлых почвах применяются долотообразные лемехи. На очень тяжёлых, каменистых и раскорчёванных участках используют зубчатые лемехи и лемехи с выдвижным долотом.

Выбираем отвал плуга

В зависимости от геометрии отвалы чаще всего бывают классические, винтовые и перьевые. Винтовые отвалы эффективны на полях с большим количеством пожнивных остатков. Перьевые применяют на влажных почвах: они имеют не сплошную, а полосовую поверхность, за счёт чего к ним прилипает меньше грунта. В остальных случаях можно применять классический профиль отвала.

   Перьевые отвалы экономят топливо при обработке влажных почв, а их ремонт    обходится дешевле: можно заменить отдельную деталь, а не отвал целиком.


Соединение плуга с трактором

В зависимости от способа соединения с трактором можно выделить прицепные, полунавесные и навесные плуги.

Навесной плуг полностью поднимается гидравлическим приводом, обеспечивая мобильность и простоту перемещения трактора. Однако в таком случае нагрузка на трактор увеличивается, поэтому навесные плуги, как правило, имеют не более 8 корпусов. Конструкция полунавесного плуга позволяет поднимать гидравликой корпуса плуга отдельно от рамы, плуг при этом перемещается на опорном колесе, снижая нагрузку на навеску. Прицепные плуги не имеют соединения с гидравлическим приводом трактора.


Что важно учитывать при выборе плуга?

При выборе плуга нужно учитывать различные факторы.

Мощность трактора. Этот параметр является одним из самых важных при подборе оборудования. От него зависит тип соединения и количество корпусов плуга. Силы тяги трактора должно быть достаточно, чтобы буксировать имеющееся количество корпусов и перемещать плуг без перерасхода топлива. Самыми популярными являются 7-8-корпусные плуги.

 Эксперты рекомендуют определять количество корпусов при выборе плуга из    расчёта 40 л.с. мощности трактора на корпус.


Площадь возделываемых участков. Ширина захвата плуга, которая зависит от количества корпусов, должна оптимально соответствовать и объёму пахоты, и мощности техники. Характер обрабатываемых полей. Для правильного выбора корпуса и вида лемеха нужно учесть степень сложности рельефа и твёрдости грунта, увлажнённости поля и наличия на нём остатков.


На что ещё следует обратить внимание: системы защиты и работы вне борозды

От сложности грунта зависит также и выбор типа защиты плуга. Чаще всего плуги оснащаются рессорной, гидравлической защитой или срезными болтами. На лёгких почвах можно использовать традиционную защиту срезными болтами. Когда при вспашке плуг натыкается на препятствие, болт срезается. Корпус поднимается и проходит над плугом. 

На полях с тяжёлым грунтом с большим количеством камней или корней частая замена болтов может быть неудобна, поэтому эксперты рекомендуют использовать пружинную или рессорную защиту. Встретив препятствие, корпус поднимается и опускается за счёт работы амортизатора. 

Самым современным вариантом является гидравлическая защита. Корпуса поднимаются и опускаются гидравлическим цилиндром. Разумеется, такая система защиты гораздо дороже и сложней в ремонте, чем остальные.

Существуют также разновидности плугов по расположению трактора во время вспашки. Если трактор идёт одним колесом в борозде, как это происходит в традиционном случае, полоса под колесом уплотняется, а сам трактор всё время находится в накренённом состоянии, что увеличивает износ деталей и доставляет неудобства водителю. Некоторые современные плуги оснащаются технологией on-land, позволяющей трактору находиться во время вспашки целиком на непаханой полосе. Но удобнее всего универсальные плуги, допускающие оба варианта работы.

    Наклон трактора во время вспашки в борозде может привести к болям в             спине и нарушению осанки водителя.



Настройка плуга: советы опытных механизаторов

  • Настройку агрегата начинайте всегда с трактора, затем подстраивайте плуг.
  • Выровняйте давление в шинах во всех колёсах трактора и длину рычагов навески: эти мелочи позволят трактору идти ровнее и сэкономят силы и средства.
  • Ширина между передними и задними колёсами трактора должна быть одинаковой.
  • Плуг сможет регулировать свой направление, если оставить порядка 10 см горизонтального люфта нижних рычагов навески. Верхний рычаг должен упираться в раму под тупым углом, чтобы оказывать давление и не давать плугу “выкапываться”.
  • Глубина работы предплужников должна быть на 5-7 см меньше, чем для основных корпусов.
  • Оптимальное соотношение ширины захвата корпуса к глубине вспашки, которое обеспечит минимальный износ деталей и максимальную экономичность работы, - примерно 1:4.
  • Соблюдайте скоростной режим: оптимальный ход трактора при вспашке 7-8 км/ч.
    При вспашке на скорости более 9 км/ч износ деталей увеличивается на 15%.

Плуг – древнейшее изобретение человечества. Совершенствуясь вместе с прогрессом, плуг и сегодня остаётся незаменимым инструментом обработки почвы.

Совершенствуйте свой земледельческий бизнес и вы – приобретите конвейерную зерносушилку ASM-AGRO и сохраняйте до 99,9% урожая зерна.


Посмотреть каталог зерносушилок

Была ли статья полезна?
Поделиться публикацией в социальных сетях